Аферы Подделки Криминал          Новости            Февраль 2018

Домашняя Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018


Тюремному джамаату ищут имамов

ФСИН озабочена радикализацией ислама в пенитенциарных учреждениях

 Коммерсант. 16 февраля 2018

Федеральная служба исполнения наказаний России обратилась к духовным управлениям мусульман за помощью в работе с осужденными представителями радикальных течений ислама, число которых увеличивается. Этот рост в ведомстве связывают с большим количеством заключенных из стран Средней Азии. Специалисты ведомства вместе с духовенством начнут с анализа направлений ислама, которых придерживаются осужденные.

Уже примерно половина российских заключенных исповедуют ислам
Фото с сайта www.fsin.su

Заместитель директора ФСИН России Анатолий Рудый распорядился выяснить, какие течения ислама исповедуют осужденные в российских пенитенциарных учреждениях. «Задача — проанализировать, кто у нас находится, в том числе осужденные по статьям “терроризм” и “экстремизм”, и если надо, обратиться к помощи имамов, уточнить, какие течения исповедуют эти люди и как нам правильно действовать с этой категорией осужденных»,— сообщил он на круглом столе в ведомстве 15 февраля. Господин Рудый обозначил проблему — «агрессивные течения ислама, которые к нам приходят из-за границы». По его словам, сейчас в российских колониях находятся 29 тыс. осужденных из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, и их количество может возрасти благодаря трудовой миграции.

«Там масса других течений ислама, которые начинают агрессивно влиять на внутреннюю обстановку в местах лишения свободы,— пояснил господин Рудый.— У нас нет “зеленых” зон (то есть исправительных учреждений, которые неформально контролируют мусульмане.— “Ъ”), но попытки создать отдельные джамааты (общины.— “Ъ”) есть». Он рассказал, что в одной из колоний, где половину осужденных составляли выходцы из республик Средней Азии, произошли беспорядки. По словам первого замдиректора ФСИН, религиозная община отрицала «общетюремную субкультуру» и никакие переговоры с ней не привели к успеху, в итоге пришлось предпринять «активные действия» — силовой вариант решения проблемы. «У нас есть фашисты, националисты, мы умеем с ними работать. Но с людьми, которые проповедуют агрессивные формы ислама, до конца работать не умеем»,— признал господин Рудый.

«Когда мы говорим о традиционном исламе, мы подразумеваем четыре мазхаба (школы шариатского права в исламе.— “Ъ”),— напомнил ответственный за тюремное служение Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) имам-хатыб Артур Ахмеров.— Но в целом у нас два мазхаба: Северный Кавказ — это шафииты, а Урал и Поволжье, центральная Россия — ханафиты». Он предложил представителям мусульман «договориться и составить план действий». «Вы попытались донести до нас важную мысль, что в России есть не только сунниты, но и шииты,— обратился к первому замдиректора ФСИН научный сотрудник Института востоковедения РАН Шамиль Кашаф.— Хочется надеяться, что и представители ЦДУМ тоже ее услышали». Гендиректор Центра социальной реабилитации и адаптации в Казани Азат Гайнутдинов предложил свой вариант: не углубляться в различия течений, а говорить с людьми о нравственности и любви к Родине.

Руководитель Центра по изучению религии и общества Института религии РАН Роман Лункин отметил “Ъ”, что проблема джамаатов, в том числе в тюрьмах, появилась в 2000-х годах, с принятием закона «О противодействии экстремистской деятельности». После этого часть мусульманских книг были названы экстремистскими, не с каждым решением российские мусульмане были согласны. «При этом ФСИН надо понимать, что мусульманские духовенства России тоже принадлежат к разным направлениям. Есть духовные управления, которые не готовы назвать салафитов и ваххабитов экстремистами. В итоге в колониях представители одного направления могут быть недовольны общением с имамом, проповедующим другое. Вероятно, таких конфликтов ФСИН тоже опасается»,— отметил господин Лункин. Он пояснил, что выходом может стать активная работа сторон: «ФСИН должна понять специфику происходящего, особенности течений, а духовным управлениям надо готовить специалистов, которые бы работали в тюрьмах с осужденными».

Анастасия Курилова

Ссылки по теме:

Назад Далее


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2018. Все права защищены. Последнее обновление: 06 декабря 2018 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года